Поместье На главную

Культура вампиров.


В первые века своего существования вампиры развивались как раса, способная скорее подстроиться под окружающий их мир, чем пытаться всерьез изменить его. Да, они научились делать орудия труда и пользоваться огнем, но основным стилем их поведения было следование за добычей, а не приручение ее. Именно так – следуя за уходящими от Катаклизма стадами, они и покинули свою прародину, и в облике эдаких «кроманьонцев» заявились в первый свой мир, культура обитателей которого была намного более развитой, чем у них.
Первые встреченные ими люди строили дома (и вампиры поселились в них), изготавливали ткани (и вампиры быстро осознали преимущества этого материала перед шкурами и кожей), обрабатывали землю и выращивали скот (и вампиры не могли не признать, что охота – охотой и собирательство – собирательством, а такой подход к добыванию пищи куда надежнее, да и разнообразия больше…), создавали что-то вроде произведений искусства (и вампиры легко развили в себе умение чувствовать красоту рукотворных вещей). Но все, что в те годы так или иначе вошло в их культуру, было ПЕРЕНЯТО ими у людей. И многое в итоге таковым и осталось…

Более всего это сказалось на архитектуре.
Сумев в дальнейшем неплохо развить то же инженерное дело, вампиры очень мало и очень неохотно строят что-то сами. Чаще – перестраивают что-то, построенное коренными обитателями мира, или используют для постройки чего-то с нуля труд покоренных ими людей.
Очевидно, что, помимо некоего паразитического образа жизни, на этой части их жизни сказывался еще и тот простой факт, что слишком мало кто из них мог позволить себе «перетаскивать» в новый мир дом или замок своих предков. Плюс – то, что строительство у вампиров так о осталась на «бытовом» уровне («у этой излучины реки нам нужен мост, поэтому стоит построить мост; мне нужна крыша над головой, поэтому стоит построить дом; клану нужна возможность защитить себя от врагов, значит есть смысл вон на той скале соорудить замок»), так и не став самостоятельным видом искусства.
К тому же у них так и не прижилась идея того, что какое бы то ни было сооружение можно построить и с какой-то иной (не бытовой) целью, создав храм, театр, административное здание, триумфальную арку, памятную стелу и т.д. Хотя… идея о том, что дом, мост, замок и иже с ними могут быть не только удобными, надежными, функциональными, но еще и красивыми – прижилась вполне. В итоге при переделке человеческих и иже с ним зданий им часто придаются некоторые «готические» черты – высокие потолки, утонченного вида колонны, изящные галереи, стрельчатые окна, цветные витражи и множество статуй, барельефов и т.д.
Причем в изготовлении последних (витражей, статуй и барельефов) часто принимают участие и сами вампиры, ибо искусство скульптора и художника достаточно легко вписалось в их представления как о эстетике, так и о навыках, достойных уважения в среде самих вампиров.

С чувством прекрасного у вампиров, как уже не раз упоминалось выше, все обстоит очень даже неплохо. Срок жизни у них долог, так что с воплощением оного чувства прекрасного в жизнь проблем обычно не возникает.
Статуи, барельефы, гобелены, декоративная ковка или литье / резьба по дереву и иже с ним, фрески, мозаики, витражи, картины, вышивка, ювелирные украшения – все это цветет бурным цветом. А если учесть то, что социальный строй вампиров в общих чертах рабовладельческий, то… «разделение труда» происходит примерно так: добыча материалов / ингредиентов или работа за ткацким станком при изготовлении чисто ткани – удел рабов (слуг / коренных обитателей мира), обработка добытого и создание из них того или иного произведения искусства – не так уж редко оказываются в ведении и вампиров тоже.

Как это ни странно, но после всех тех искусств, что украшают повседневную жизнь, дополняя собой чисто бытовые условия существования, в культуре вампиров лучше всего прижилась литература. Как проза почти во всех ее вариантах (кроме журналистики), так и стихосложение.
Едва узнав от людей о том, что такое вообще бывает, вампиры не только переняли саму идею, но и принялись активно воплощать ее в жизнь. Особенно полюбив идею романов :)
А вот понятие пьесы – не прижилось :( Как не прижилась и сама идея театра…
В том смысле, что на человеческие представления в тех мирах, в которых они есть, вампиры обращают внимание и посещают их с изрядной степенью удовольствия (равно как время от времени устраивают что-то вроде маленьких домашних театров и у себя), но… сами к созданию спектаклей руку как правило не прикладывают, считая все, что связано с этим родом деятельности, уделом людей, людей и только людей. Даже в том случае, если те разыгрывают что-то из жизни самих вампиров…
Нет, среди них есть, конечно же, некоторое кол-во «извращенцев», которым все это интересно на уровне того, чтобы сделать что-то самим, но… таких все-таки не много. Прочие смотрят на эти попытки как на причуды конкретного вампира. Время от времени они даже искренне соглашаются с тем, что результат подобной работы сородича их вполне устраивает, однако я легко могу себе представить и ситуацию, в которой дело может дойти и до конфликта: когда молодой вампир, допустим, увлекся идеей постановок или создания декораций для спектаклей, а кто-то из его старших родичей считает, что ему стоит заняться чем-то куда более полезным…
В довершение вышесказанного могу заметить, что в том случае, если театром (с точки зрения создания чего бы то ни было) увлеклась женщина, то до конфликта дело обычно не доходит. Хотя… если ее социальный статус невелик, то тоже – возможны варианты…
С музицированием – почти тот же фикус примерно в тот же профиль.
Ни слухом, ни голосом, ни чувством прекрасного вампиры не обделены. Они получают искреннее удовольствие как от того, чтобы петь или играть самим, так и от того, чтобы слышать, как это делают другие. В общих чертах они даже способны и написать что-то эдакое (как вариант – не слишком длинное), но… оперы и симфонии – не для них. Слушать и суметь оценить – пожалуйста, принимать участие в создании и исполнении – увы, нет…
Квартет или квинтет – это максимум, на что их хватает. А еще лучше, если это будет дуэт или соло.
(Примечание: высказывалось предположение, что эта черта их культурной жизни связана со стремлением доминировать (всегда и везде) и, если и объединяться в какие-либо +/- равноправные группы, то небольшие (вроде семей). А скрипка, спорящая с альтом на тему того, чье звучание лучше – это уже не концерт, это уже мелькоровский диссонанс какой-то получается…)
Пышным цветом (хотя и не таким, как литература) в итоге процветает то, что мы бы назвали авторской песней, есть что-то «бытовое» (когда петь или играть под настроение так или иначе берутся несколько вампиров) и танцевальное (ибо идея красиво двигаться под музыку тоже прижилась в их культуре что называется «на ура»).

В дополнение ко всему вышеперечисленному можно упомянуть и о изрядном интересе вампиров к идее садов, парков и иже с ним.
Окружающую их природу вампиры ценят очень даже высоко и никогда не относятся к ней настолько хищнически, как это делает человек. В итоге, если есть такая возможность, проявлениями оной самой природы они стремятся окружить себя настолько часто и много, насколько сумеют.
Сады, парки, клумбы, палисадники, пруды, фонтаны и искусственные ручейки сопровождают их дома, дворцы и замки достаточно часто.
А вот в комнатах они растений не держат… Максимум – устроят где-нибудь отдельную оранжерею или зимний сад.
Почему – очередная загадка. Но – что есть, то есть :))))

Далее, наверное, стоит упомянуть об их отношениях к науке.
Развитие получили: история, география, биология, медицина, астрономия, инженерное дело, языкознание. Химия и физика оказались в статусе вспомогательных наук.
История включает в себя сведения о истории самих вампиров, миров и народов ДО прихода вампиров в конкретный мир и после него, плюс – сочетание того и другого ПОСЛЕ появления вампиров в мире (т.е. история их взаимоотношений друг с другом).
В качестве формы исследований практикуется фиксирование каких-то устных сведений о том или ином событии и работа с архивами. Ради изучения собственного прошлого помимо работы с какими-то документами пытаются использовать магию. Вещи, связанные с археологией – в зачаточном состоянии на уровне коллекционирования и сопоставления; сложные методики не практикуются.
География включает в себя изучение того или иного мира скорее на уровне физической географии материков. Геология и пр. являются вспомогательными науками и большого развития не получили, исследования соответствующих процессов – удел отдельно взятых одиночек-любителей. Прочим достаточно бывает обычной констатации фактов.
Состояние биологии близко к состоянию географии. Хотя кое-какие эксперименты в области той же селекции есть, пусть и БЕЗ знания о четко сформулированных законах генетики и – главное – без изучения тонкостей, формирующих сам процесс.
Астрономия – тот же фикус в тот же профиль. Скорее ради практики и фиксации того или иного состояния или процесса. Хотя… их восприятие Вселенной включает в себя понятие о звездах, планетах и галактиках как о мирах, подобных тем, в которых живут сами вампиры, только идеи создания космических кораблей им чужды по той простой причине, что перебираться из мира в мир они предпочитают несколько иными способами. Изучение процессов жизни звезд и иже с ним не практикуется – нет ни интереса, ни технических приспособлений, позволяющих этим заниматься…
Языкознание, как наука, также является уделом специалистов-одиночек, которым ИЗУЧАТЬ какие бы то ни было языки действительно интересно. Ибо в «бытовом» или разговорном смысле все вампиры являются так скажем несколькоязычными, т.е. обычно (на том или ином уровне) владеют помимо языка своей расы еще одним-двумя-тремя языками живущих под их властью народов. Кол-во зависит от возраста вампира, числа народов, среди которых он успел пожить, и его личного интереса к данному конкретному навыку общения.
Однако, как известно, владеть каким-то языком / какими-то языками – это одно, а изучать их с точки зрения лингвистики, фонетики, филологии и т.д. – совсем другое… В итоге большинству из них достаточно просто уметь что-то понять/сказать/прочитать или написать, а кое-кому важно сравнить, сопоставить, осознать законы развития и изменения, проследить за тем, сем, пятым, десятым и получить от этого своего занятия не только пользу, но и искреннее удовольствие.
Медицина и инженерное дело воспринимаются вампирами как науки, необходимые в повседневной жизни, ибо с болезнями и ранениями они сталкиваются периодически, а строить что-то или применять на практике те или иные технологии им тоже приходится достаточно часто. В итоге в отличие от всех остальных наук в отношении этих двух вариантов практикуется более частое изучение их не только энтузиастами-одиночками, а также постоянное применение изученного на практике.
В итоге навыки медика и инженера становятся уже не абстрактным проявлением интереса конкретного вампира к тому или иному аспекту бытия, а входят в разряд профессиональных умений и распространяются куда шире, чем все предыдущее. Хотя, разумеется, навыки бытовой медицины или полевой хирургии доступны многим, знания профессионального врача встречаются чуть реже, а попытки ИЗУЧАТЬ болезни и лекарства снова будут присущи в основном тем немногим профессиональным медикам, которые от практики сумеют-таки всерьез перейти к науке.

***

В общем и целом вампиры предпочитают жить в городах, замках, поместьях и небольших домах системы усадьба. Понятия «вампирская деревня» в природе не существует уже сотни тысячелетий. Хотя в свое время их рода образовывали и небольшие (рыбацкие, например) поселения в несколько дворов, и кочевые стойбища (правда, на основе арабских шатров, а не юрт), но…
На данный момент дом какого-либо вампира, конечно, может стоять в какой-то отдельно взятой деревушке, но это всегда будет ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ деревушка, а не вампирская.
Сами они городов не строят и не строили их никогда. Только «заказывают» постройку чего-то местным или занимают то, что было построено кем-то ранее. И практически всегда это бывают города смешанные, где большую часть населения составляют все-таки их коренные обитатели, а не пришельцы. Замок, поместье или дом могут быть либо просто заняты ими, либо «перетащены» из предыдущего мира (обычно это замок или поместье, а не дом), либо построены ими для себя (в основном – руками местного населения или руками приведенных с собою рабов).
Достаточно часто вампиры невысокого социального статуса живут ремеслом, могут заниматься профессиональной охотой или разведением скота, могут промышлять даже рыболовством или работорговлей, а также оказаться садовниками, но никогда не занимаются (сами) обработкой земли под выращивание зерна, круп или овощей (хотя и то, и другое, и третье в пищу постоянно употребляют). Равно как никогда не работают на шахтах, рудниках, обширных разработках леса и т.д. Т.е. содержать поместье, которое этим занимается, или шахту, на которой что-то там добывают – да, а вот браться при этом за лопату или плуг / топор, кирку или кайло – нет…

Поскольку дома они обычно занимают, а не строят, то их убранство часто имеет самое прямое отношение к типу и убранству жилищ коренного населения мира, пусть и с дополнениями чего-то, привнесенного сюда вампирами. А вот в одежде своей они куда более консервативны. То есть могут, конечно, если захотят, дополнить привычный наряд деталями «местного колорита», но никогда не станут шить свою одежду, исходя при этом сугубо из местной моды. Максимум – сменят количество слоев и толщину тканей.
Тона в одежде предпочитают яркие, сочные, насыщенные, оттененные чрезвычайно искусной вышивкой, тесьмой, аппликацией и т.д. Однако могут использовать и что-то более нейтральное, неброское и спокойное. Нередко это, разумеется, бывает и черный цвет, а вот желтый и розовый они не любят и допускают их максимум – в отделке, и то – обычно в варианте бисера или драгоценных камней…
Длина неразрезной мужской одежды часто зависит от возраста того вампира, который ее носит. Лет с «32-35» она может достигать примерно середины голени, ниже опускается редко, а до того бывает значительно короче – едва закрывающей колено или по середину бедра.
Отличительной чертой одежды-вообще являются сложные покрои рукавов и воротников, хотя делать и то, и другое несколько более простыми тоже, разумеется, не возбраняется.
Кстати, с их точки зрения для женщины вполне допустимым считается ношение одежды в мужском стиле, но применяют они это допущение на практике крайне редко. Очевидно – по причине их странностей во взаимоотношении полов, при которой женщины в глубине души все еще продолжают смотреть на мужчин несколько свысока и таят о некоторых их деяниях весьма недобрую память.
Что же касается платьев, то ни одна вампирская женщина никогда не позволит себе одежду, способную сковать свободу ее движений – с узкой, облегающей ноги юбкой, например. А то, что человеком может быть принято за корсет, на самом деле будет всего лишь плотным лифом и никогда не помешает женщине ни нормально дышать, ни естественно двигаться.
…Далее стоит, наверное, упомянуть, что, столкнувшись с теми или иными стилями одежды тех, кто живет в покоренных ими мирах, вампиры никогда не пытаются менять что-либо в одежде новых слуг и местных рабов. Максимум – введут привычный для себя стиль градации воротников или станут настаивать на изменениях местных правил гигиены, но никогда не возьмутся переодевать уроженца «Древнего Рима» или «Китая» в туники и рубашки «средневековой Европы». Единственный вариант, когда в отношении работающих в доме слуг или рабов будет сделано исключение в виде заведомого переодевания, так это в том случае, если вампиров занесет в район какого-нибудь «европейского каменного века», хотя в отношении тех же «индейцев», например, подобная мера может быть сочтена вовсе не обязательной.

Прогрессорство, действующее по системе «а вот сейчас мы вас всему научим и жить станет куда лучше», не свойственно им ни в малейшей степени. Технические и прочие новшества, если и вводятся ими в культуру каких-то покоренных народов, то исключительно ради ИХ (вампирских) удобств, а не ради того, чтобы местное население стало жить как-то иначе. Переймут что-то местные – хорошо, нет – так не вампирская это обычно бывает забота…
Единственное, что они вводят четко и определенно, так это изведение на корню каких бы то ни было местных войн и серьезнейшие взыскания за убийство человека человеком. Остальное – если и случается, то мягко и постепенно, а заодно – сугубо ради себя-любимых и никого больше.

Религиозные верования местных заботят вампиров лишь в том случае, если проявления оных верований в том или ином (физическом или метафизическом) варианте касаются личного состояния тех или иных вампиров или самой возможности их присутствовать в данном конкретном мире. Сами они на протяжении почти всей истории своей расы давно уже являются существами а-религиозными, т.е. наличие богов признают, иногда с ними даже взаимодействуют, но сами им не поклоняются.
Некоторые из них, правда, религией людей вполне целенаправленно интересуются, изучают ее, относятся к ней с несколько большим пониманием, чем это бывает обычно. Но это, как правило, бывает проявлением именно личного (реже – профессионального) интереса. Хотя навряд ли хоть один вампир заговорит с человеком о религии в том случае, если НА САМОМ деле этот вопрос ему никоим образом не интересен. Т.е. подобный интерес со стороны вампира всегда будет только искренним и никогда – показным.
Вполне возможно, что это происходит потому, что существование богов в тех или иных мирах для вампиров очевидно, и они не хотят лишний раз привлекать к себе их внимание в том случае, когда сам вопрос их (вампиров) на самом деле не интересует…

В следующем подразделе данной статьи, очевидно, стоит упомянуть о некоторых аспектах системы взаимоотношений.
Несмотря на упоминавшиеся выше браки по расчету и т.д., наши вампиры отнюдь не являются ходячими сгустками холодного разума и трезвого расчета. Скорее дело обстоит даже наоборот: они – существа по природе своей крайне эмоциональные. Жить в обществе, общаться с кем бы то ни было и искренне привязываться к кому-либо, для них столь же естественно, как опасаться голода или дышать.
Вампир-одиночка за редчайшим исключением воспринимается своими сородичами несколько настороженно, ибо встречающиеся с ним вампиры мгновенно начинают задаваться вопросом: а ПОЧЕМУ он один? Почему не примыкает к какому-либо клану? Не ищет друзей или сторонников, не пытается создать семью? Может быть это следствие того, что он сам таков, что с ним никто не желает иметь дело, или же его одиночество – лишь маска, скрывающая какие-то тайные замыслы враждебного им клана?
Кстати, стремление привязываться скорее свойственно мужчинам, нежели женщинам, и эта привязанность может быть чувствами к родственникам, отцу (реже – матери), братьям (и даже сестрам), друзьям, возлюбленной. А иногда она возникает и по отношению к не-вампирам: к койрэн или к кому-нибудь из людей (прочих разумных обитателей мира), неважно друзьями они окажутся или фаворитами/фаворитками.
Степень оной привязанности, разумеется, будет разная: с кем-то возникнет дружба, с кем-то – просто симпатия, с кем-то – непреодолимая связь, разрыв которой может оказаться тяжелейшим ударом на всю оставшуюся жизнь.
Да, традиционно на тех же людей вампиры смотрят как на «мебель» или на «завтрашний бутерброд», но вообще-то они вполне признают за оными людьми их разумность и либо полезность, либо возможность их (вампиров) чем-либо заинтересовать. Следующая ступень взаимоотношений это уже симпатия и привязанность, а иногда даже влюбленность. Последнее для прочих вампиров смотрится скорее как некая экзотика, но… достаточно часто к слабостям друг друга они относятся более чем с пониманием… С той лишь оговоркой, что для того, чтобы симпатичный или дорогой их сородичу человек имел хоть какой-то вес или уважение в глазах других вампиров, его/ее собственная личность должна быть очень даже незаурядной.
Кстати, фаворитизм кого-то из людей по отношению к вампирам не всегда 100%-но означает постель, хотя… в подходе к этому вопросу вампиры традиционно куда более свободны, чем те же, например, современные нам люди…

Как ни странно, но уважительное отношение вампиров к собственным женщинам отчасти распространяется и на женщин других народов. Обхождение с ними может быть мягче, чем с мужчинами их расы, к их просьбам (особенно, если тон просьбы выбран правильно) скорее прислушаются, чем к мольбам или к требованиям мужчин. Им чаще оставляют жизнь и их чаще берут под покровительство, а если и оставляют со временем, то никогда не выкидывают за дверь, просто как надоевшую собачонку. В большинстве случаев их при этом вообще снабжают определенными вариантами последующего содержания (как минимум включающего обеспечение крышей над головой) и послаблением в ситуациях с забиранием из их семей детей.
Разумеется, это вовсе не означает, что женщину из людей в обществе вампиров ВООБЩЕ не ждет никаких неприятностей (даром, что и вампиры в общем-то бывают разными), но… в некоторых культурах послабления в женском существовании (по сравнению с ее положением в обществе ДО прихода вампиров) бывают очень даже существенным. Ибо сколько там жен может быть у местного султана и покупают ли их или берут замуж по любви, бьют или холят – вампирам пофигу, а вот ситуация с тем, что женщина в некоторых культурах для мужчин – вообще ничто, напрочь лишенное права на свое мнение – для них не поддается пониманию в принципе.

Кстати, у эмоциональности вампиров, разумеется, есть и обратная сторона медали. Взбешенные чем-то, выведенные из себя и т.д., и мужчины, и женщины их становятся более, чем опасны. А вот будет ли кто-то из них как-либо ПРЕДУПРЕЖДАТЬ о том, что грань допустимого скоро будет перейдена – зависит от характера данной конкретной личности.
Впрочем, серьезность, неспешность в решениях, холодность ума (или чувств), расчетливость действий и иже с ними вампирам тоже не больно-то чужды. Хотя тактиков среди них значительно больше, чем стратегов…
Очевидно, что это происходит потому, что слишком мало кто из них станет хотя бы предполагать, что будет с ним или его сородичами через несколько сотен лет, в каком именно мире и в каких именно условиях они окажутся и т.д. Считается, что об этом стоит думать королю, главам кланов и главам родов, а остальным стоит забивать себе этим голову только в том случае, если конкретно их лично это почему-то всерьез интересует. Прочие же максимум постараются озаботиться тем, чтобы им лично, их семьям и их потомкам жить было чуть лучше, чем живется им самим, но просчет их действий при этом будет включать в себя лишь параметры текущего мира и текущего положения вещей, не учитывая возможные негативные изменения в будущем. Разумеется, что возможность смены мира в тот или иной момент в голове держится обязательно, но вот КАКОВ будет этот мир – предвидеть удается далеко не всем и не всегда.
Забавно, но этот тип мышления (жизнь в первую очередь сегодняшним днем и только ближайшим будущим /не стоит при этом забывать о том, что понятие «ближайшего будущего» у них может включать в себя до пяти ближайших столетий/) приводит вампиров к следующей забавной ситуации: в их литературе может быть до фига исторических, допустим, романов, но абсолютно нет жанра, аналогичного нашей фантастике :) И не только «научной», но и вообще, описывающей хоть что-то, что якобы происходит с персонажами, живущими в далеком будущем…


Поместье На главную
Используются технологии uCoz