Поселение На главную

Культура


Разумеется, островитяне почти не знают железа.
Кремния и обсидиана в их местах достаточно много, обрабатывать его могут почти все, хотя с полировкой или сверлением отверстий по традиции возятся лишь пожилые мужчины.
А что? Охотники они уже неважные, в поле с мотыгой их не пошлешь… Сидят себе, водичкой камушки поливают, да сверло хитроумным приспособлением крутят…
Впрочем, сколько-то металлических предметов на Острове есть. Их подарили или обменяли на еду белые люди, жившие здесь какое-то время назад. Эти вещи берегут пуще глаза и в дело пускают обычно лишь по большим праздникам. Когда начинают строить новый общинный дом, или выбивают узор на лодке вождя, или делают еще что-то, столь же не повседневное.

Живут – в длинных домах на одну семью из трех поколений.
Их обычно ставят на сваи и кроют листвою или корой, а стены собирают из бамбуковых планок или плетут из лыка. Из последнего же обустраивают циновки на пол, внутренние перегородки и небольшие «потолки» - что-то вроде полок под крышей, на которых хранится всякая всячина, не обязанная постоянно валяться под ногами.
Молодежь от 12 лет и до свадьбы живет отдельно – в небольших домах-навесах, которые, хоть и подняты над землей, имеют только крышу и не знают ни стен, ни внутренних перегородок – только циновки да очаг.
По тому же принципу (только без поднятия на сваи) строятся стоящие отдельно от жилых кухонные дома и самый древний тип построек – общинные дома – места, где обсуждаются самые важные дела поселения, проходит часть празднеств и т.д.

Кстати, о циновках.
Их существует великое множество. И не только по количеству или способу применения, но и по принципу плетения (зависящему от того – для чего именно эта циновка применяться будет).
Что-то – «потолки» например – плетут из довольно широких лыковых полос, почти не обработанных и довольно твердых. Что-то – паруса или внутренние перегородки домов – из более тонкого материала, который разрезают на более узкие полосы, предварительно вымачивают, мнут и красят. Что-то – уже не из лыка, а из волокон лиан и качеством такие вещи не уступают некоторым видам ткани.
А уж если узоры выплетать начнут – глаз не оторвать будет от такой работы! Да, простенькой вроде, но до чего же красочной и прихотливой… Особенно, если к краскам еще и камушки-раковины-бусины добавляются…
Заметим также, что именно циновка-«ткань» из наиболее тонких ее разновидностей считается здесь наиболее ценным и дорогим подарком и значимость ее обычно бывает тем выше, чем она длиннее.
Ну, и напоследок – еще одно немаловажное наблюдение – если чисто циновки обычно плетутся прямо на земле ибо слишком велика может быть их площадь, то для «тканей» островитяне обычно применяют простейший вертикальный ткацкий станок, и по их словам знают о его устройстве отнюдь не от гостей-европейцев.

Украшать все, что под руку попадется, эти люди любят на славу.
В ход идут камушки, раковины всех видов и сортов, перламутр, бусины, косточки и сушеные ягоды, поделки из кости, кожаные шнурочки, «нитки», размочаленные и тщательно вычесанные (а нередко – выкрашенные) волокна, цветы, яркие птичьи перья наконец. Хотя последние – они скорее для церемониальных облачений, для праздников, и в повседневной жизни применяются мало. Разве что вождем или знахарями/знахарками…
Бусины островитяне, между прочим, делают сами. Из глины, из дерева, гораздо реже – из камня. Самые дорогие из них могут быть раскрашены или вообще – составлены из разных кусков.
Выделкой столь редких поделок занимаются все те же пожилые люди и старики со старухами. «У молодых слишком много ветра в голове, - говорят они. - Им бы все бежать да торопиться… А красоту – ее понимать надо, и понимание это Бог Акул дает только с возрастом.»

Разумеется, помимо всего этого «постороннего» великолепия ценится также и красота непосредственно самого человеческого тела.
Да, они не красят лиц, как это практикуют многие дикари в разных частях света, но они делают упор на многочисленные татуировки. И уж тут простору фантазии попросту нет границ.
Узор в большинстве своем линейный или геометрический. Набивается постепенно в течение всей человеческой жизни. Часть его – ритуальна, часть отображает социальную жизнь того, кто носит татуировку, часть рассказывает о каких-то его особо важных деяниях, а часть делается просто для красоты. Ну и в память о том, что когда-то татуировка заменяла их предкам одежду. Плюс – в угоду идее о том, что именно она будет наиболее достойным убранством при погребении своего владельца и станет облачением для его души, когда та покинет тело, чтобы уйти к Богу Акул и когда-нибудь, быть может, еще раз родиться где-то здесь…
Если же говорить об обычной одежде, то в повседневном варианте она делается из «ткани» и представляет из себя что-то вроде «саронга», у мужчин завязывающегося на талии, у женщин – подмышками или на плече.
Праздничная одежда создается из размочаленных волокон, украшается цветными, расшитыми всем, чем только можно, поясами, тканево-волоконными повязками, кисточками и помпончиками.

Помимо того, что жители Острова – очень искусные ремесленники (а знают они не только ткачество и обработку камня, умеют также вырезать все, что им надо, из дерева и лепить глиняную посуду), они еще и очень музыкальны.
Нет числа вариантам их барабанов-тамтамов, множеству свирелей и других духовых инструментов, «ксилофонов», варганов и пр.
При этом самый необычный их инструмент представляет собой сложное сооружение из бамбука, играющие на котором люди даже не прикасаются к нему. Они просто сводят вместе ладони достаточно близко от края труб и выдают при этом вполне осмысленную мелодию. Иногда играя на этом примитивном «органе» даже вдвоем или втроем…
Танцуют везде и всюду, где для этого находится повод и возможности. Молодежь – так вообще каждый вечер, люди постарше – чуть реже, но тоже не откажутся провести за этим делом часть своего досуга. А уж поют… В общем – не реже, чем танцуют, ибо большее число танцев кроме музыки и хлопков сопровождает еще и голос хора.
Впрочем, в их репертуаре есть не только «песенки для танцев». Есть песни для работы, а есть и самое важное – песни для легенд. Ибо традиция требует, чтобы рассказываемые предания были «зарифмованы» и не говорились, а пелись своим рассказчиком в варианте некоего музыкального речитатива.
Так же рассказываются и некоторые сказки. Хотя вот они-то зарифмованы все-таки не все…
Сказителей меньше, чем обычных певцов. Их уважают порой не меньше вождей или знахарей и ближе к праздникам нередко борются за право пригласить кого-то из них именно в свой дом или именно в свое поселение.
Живут обитатели Острова в основном охотой, собирательством и рыболовством, разводят птицу (сорных кур) и свиней. Однако знают и земледелие.
Обрабатывают небольшие поля и заботливо ухоженные плантации мотыгами, работают – сообща, но в основном руками женщин и детей, у мужчин и без того дел хватает. Выращивают батат и сорго, хлебное дерево и саговые пальмы.
Рыбу / моллюсков ловят сетями и ловушками-вершами, бьют острогой, однако, желая обезопасить себя от лишних неприятностей, научились запасать на будущее не только сушеную, копченую или вяленую, но и живую рыбу.
Для этого создают искусственные запруды в ручьях или рукотворные лагуны на берегах острова, в которых разводят то, что им нужно. Работа на первом этапе – трудоемкая, зато страхует на черный день не хуже, чем бродящее по поселку свиное стадо.


Поселение На главную
Используются технологии uCoz